• Russian (Russia)
  • English

rosinstitut

 

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://rosinstitut.ru/

Новые линии разлома. На которых держится мировая экономика

lines Новые линии разлома

Мировой рост быстро возвращается. Но восстановление после пандемии идет неравномерно и хрупко.

Пандемия вызвала ужасный экономический спад. Цена на нефть резко выросла, а ресторанам и транспортным компаниям приходится бороться и льстить, чтобы нанять персонал. Поскольку листинговые компании сигнализируют о том, что в этом году прибыль достигнет рекордно высокого уровня, ситуация на фондовых рынках сложная. Индекс JPMorgan Chase и IHS Markit показывает, что глобальный рост находится на самом высоком уровне с 2006 года.

Любой уход от covid-19 - повод для празднования. Но сегодняшняя быстро развивающаяся экономика также является источником беспокойства, потому что внутри находятся три линии разлома. Вместе они определят, кто преуспеет и удастся ли сохранить темп выхода из сложной ситуации.

Первая линия разлома отделяет удары от ударов. Только те страны, которые вооружаются вакцинацией, смогут обуздать covid-19. Это условие для того, чтобы магазины, бары и офисы открылись на постоянной основе, а клиенты и работники могли уверенно покинуть свои дома. Но только каждый четвертый человек во всем мире получил первую дозу вакцины, и только каждый восьмой человек полностью защищен. Даже в Америке некоторые недостаточно вакцинированные штаты уязвимы для инфекционного варианта вируса Дельта.

Вторая линия разлома проходит между спросом и предложением. Нехватка микрочипов нарушила производство электроники и автомобилей как раз тогда, когда потребность в них значительно возросла. Стоимость доставки товаров из Китая в порты на западном побережье Америки выросла в четыре раза по сравнению с уровнем до пандемии. Даже если эти узкие места будут разблокированы, новые открытые экономики создадут дисбалансы. В некоторых странах люди, похоже, охотнее идут выпить, чем работать за стойкой бара, что вызывает структурную нехватку рабочей силы в секторе услуг. Цены на жилье выросли, что говорит о том, что вскоре начнет расти и арендная плата. Это может поддержать инфляцию и усилить ощущение недоступности жилья.

Последняя линия разлома - уменьшение государственной поддержки. В какой-то момент государственное вмешательство, начатое в прошлом году, должно быть отменено. Центральные банки богатых стран купили активы на сумму более 10 трлн долларов с начала пандемии и нервно думают о том, как выбраться, не вызывая колебания на рынках капитала, слишком быстро ужесточая меры. Китай, экономика которого не упала в 2020 году, дает знак того, что должно произойти: в этом году он ужесточил кредитную политику, замедлив свой рост.

Между тем, начинает истекать срок действия схем чрезвычайной государственной помощи, таких как доплаты к страхованию от безработицы и мораторий на выселение. В 2022 году домохозяйства вряд ли получат новый приток «стимулов». Дефицит скорее сократится, чем расширится, замедляя рост. До сих пор экономикам в основном удалось избежать волны разрушительных банкротств, но никто не знает, насколько хорошо фирмы справятся с этим, когда наступит срок погашения срочных кредитов и рабочих больше нельзя будет увольнять за счет налогоплательщиков.

Вы можете подумать, что такое экстремальное событие, как пандемия, в сочетании с беспрецедентной реакцией правительства на него, в конечном итоге вызовет столь же экстремальную глобальную экономическую реакцию. Пессимисты опасаются возврата к инфляции 1970-х годов, финансового краха или того, что энергия, лежащая в основе капитализма, будет истощена за счет государственных подачек. Такие апокалиптические исходы возможны, но маловероятны. Вместо этого лучший способ подумать о необычной перспективе - это изучить, как три линии разлома по-разному взаимодействуют в разных экономиках.

Начнем с Америки. Из-за обилия вакцин и огромных стимулов он подвергается наибольшему риску перегрева. В последние месяцы инфляция достигла уровня, невиданного с начала 1980-х годов. Его рынок труда испытывает напряжение из-за изменений экономической активности. Даже после увеличения числа рабочих мест на 850 000 в июне и с учетом обилия вакансий количество людей, занятых в сфере досуга и гостеприимства, на 12% меньше, чем до пандемии. Рабочие не хотят возвращаться в отрасль, что привело к росту заработной платы. Почасовая оплата почти на 8% выше, чем в феврале 2020 года. Возможно, они вернутся, когда в сентябре истечет срок выплаты пособий по безработице. Но страны без такой схемы, такие как Австралия, также испытывают нехватку рабочей силы. Отношение к работе может меняться в нижней части диапазона доходов, среди официантов и уборщиков, не только среди состоятельных профессионалов, мечтающих о яхтах и творческих отпусках. Все это говорит о том, что экономика Америки станет горячей из-за постоянного давления на Федеральный резерв с целью ужесточения политики.

В других странах богатого мира картина менее яркая. Сюда входят некоторые уколы, такие как Япония, где полностью вакцинировано менее 15% населения. Европа догоняет вакцины, но ее меньший стимул означает, что инфляция не достигла американского уровня. В Великобритании, Франции и Швейцарии по состоянию на конец мая 8-13% сотрудников оставались в отпуске. Во всех этих странах существует риск того, что политики слишком остро отреагируют на временную импортированную инфляцию, слишком быстро прекратив поддержку. В таком случае их экономики пострадают, как и еврозона после финансового кризиса 2007-09 годов.

Страны с низким и средним уровнем доходов оказались в тупике. Они должны извлекать выгоду из растущего мирового спроса на сырьевые товары и фабричные товары, но они заняты борьбой с пандемией. Индонезия, борющаяся с очередной волной COVID-19, перенаправляет кислород из промышленности в больницы. Согласно прогнозам, в 2021 году беднейшие страны, которым отчаянно не хватает вакцин, будут расти медленнее, чем богатые страны, только в третий раз за 25 лет.

Несмотря на то, что COVID-19 ослабляет их восстановление, развивающиеся рынки сталкиваются с перспективой повышения процентных ставок ФРС. Это имеет тенденцию оказывать понижательное давление на их валюты, поскольку инвесторы покупают доллары, что повышает риск финансовой нестабильности. Их центральные банки не могут позволить себе игнорировать временную или импортированную инфляцию. Бразилия, Мексика и Россия недавно повысили процентные ставки, и за этим могут последовать и другие страны. Сочетание слишком позднего толчка и слишком раннего затягивания будет болезненным.

Возможно, к лету 2022 года большинство людей будут вакцинированы, бизнес приспособится к новым моделям спроса. Однако во время этого странного бума остерегайтесь этих линий разлома.

https://www.economist.com/leaders/2021/07/10/the-new-fault-lines-on-which-the-world-economy-rests 

Сломанный компас: Почему экономисты не умеют предс...
Старт в начале 2022 года: ЦБ рассказал про внедрен...